ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

(РОССТАТ)

Стенограмма заседания Общественного совета (№ 3/14 , 2014 года)


26 августа 2014 года

 

Е.Г. Ясин (председатель Общественного совета при Росстате, научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики»): Сегодня мы рассмотрим пять вопросов, которые носят организационный характер.

1. Обсуждение проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части проведения Всероссийской переписи населения»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 01:27 (1 часть) М.А. Дианов (заместитель руководителя Росстата): Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части проведения Всероссийской переписи населения» разработан по инициативе Федеральной службы государственной статистики. Опыт проведения переписей в 2002 и 2010 годах показал недостаточность правового регулирования общественных отношений в сфере действующего Федерального закона "О Всероссийской переписи населения" и необходимость приведения этого закона в соответствие с отечественным законодательством с учетом принципов и рекомендаций ООН и других международных организаций в отношении переписи населения.

Наличие в законе положения о том, что участие во Всероссийской переписи населения является общественной обязанностью человека и гражданина, не соотносится с основным принципом официального статистического учета о полноте и достоверности официальной статистической информации, установленным ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". 1 млн человек отказались участвовать во Всероссийской переписи населения 2010 года, значительное количество людей не ответили на некоторые вопросы переписного листа, при этом число неответов в ходе переписи населения 2010 года увеличилось по сравнению с переписью 2002 года. В то же время во многих странах законодательными или другими нормативно-правовыми актами закреплены нормы ответственности граждан за неучастие в переписи и недостоверное заполнение переписного листа. Поэтому основная цель законопроекта - введение нормы об обязательном участии населения во Всероссийской переписи путем представления о себе сведений. В соответствии с законодательством РФ данные о национальной принадлежности по-прежнему будут собираться на добровольной основе согласно положению статьи 26 Конституции РФ. В связи с введением нормы об обязательном участии населения во Всероссийской переписи населения законопроект определяет меры юридической ответственности, которые могут быть применены к лицам, отказавшимся от участия в переписи. В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий и информатизации общества несовершенным оказалось положение ФЗ "О Всероссийской переписи населения", касающееся способа сбора сведений о населении. Законопроект дополняет способы сбора сведений о населении использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. Кроме того, лицам, осуществляющим сбор сведений о населении, дается право использовать для этих целей мобильные или стационарные компьютеры. Для контроля полноты охвата населения переписью законопроект расширяет перечень сведений о населении, собираемых при переписи, которые могут быть использованы в качестве универсального идентификатора сведений о физическом лице: ФИО, данные документа, удостоверяющего личность и страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования РФ. При этом будут обеспечены гарантии защиты сведений, содержащихся в переписных листах. Обработка этих сведений будет осуществляться в условиях, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа и предотвращение их хищения, утраты, подделки или иного искажения. В целях обеспечения полноты сведений о населении при переписи законопроект предусматривает положение получения сведений о лицах, отказавшихся сообщить сведения о себе. На основании административных данных дополнено положением о том, что получение сведений о таких вещах будет также осуществляться на основании данных о застрахованных лицах в системе обязательного пенсионного страхования РФ. В этой части законопроект расширяет перечень сведений, получаемых на основании административных данных, и предусматривает соответствующее изменение в действующий ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Законопроект предлагает дополнения в закон «О занятости населения в Российской Федерации», законопроект вносит изменения в статью 24 «Организация общественных работ» относительно безработных, желающих участвовать в общественных работах в качестве лиц, привлекаемых к проведению Всероссийской переписи населения. Введено положение о том, что с такими лицами может заключаться не только трудовой договор, но и договор гражданско-правового характера. Таким образом, принятие законопроекта позволит получить полные и достоверные итоги Всероссийской переписи населения, которые являются информационной основой для разработки демографической и социальной политики государства. На данный момент законопроект проходит стадию согласования со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. На сегодняшний день законопроект согласован без замечаний с Минкомсвязью, с техническими замечаниями Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Остальные пока не дали ответа.

Федеральная служба государственной статистики просит Общественный совет поддержать внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения Всероссийской переписи населения, а именно: введение нормы об обязательном участии населения во Всероссийской переписи населения и расширение методов сбора информации.

09:09 (1 часть-2 часть) Р.С. Богдасаров (заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата, священник): Я, как руководитель Секретариата Межрелигиозного совета России, прошу рассмотреть возможность указания сведений о вероисповедании. На наш взгляд, это позволит наладить и социальную работу. Тогда мы поймем где, в каком регионе преобладает христианское или мусульманское население. Сейчас происходят различные миграционные потоки, иногда картины устаревают, мы не знаем какой сфере нужно уделить больше внимания, поэтому, на наш взгляд, вопрос о вероисповедании нужно внести в переписной лист. Ответ на него предполагает добровольность.

01:16 (2 часть) А.Е. Суринов (руководитель Росстата): Мы, когда готовили закон к переписи 2002 года, обсуждали этот вопрос с конфессиями. Тогда традиционные конфессии России сказали «нет», этот пункт не вошел в переписной лист. У нас нет возражений, но надо внести изменения в закон. Во многих странах этот вопрос задают, но он относится к вопросам чувствительным, поэтому не включен в перечень обязательных вопросов, но возможен для включения в переписной лист. Мы проработаем данную тему. Может быть, стоит обратиться в Совет по делам религий при Президенте, чтобы там обсудили данный вопрос.

03:26 (2 часть) В.В. Герасимов (первый заместитель генерального директора – исполнительный директор ЗАО «Интерфакс»): Какая конкретно ответственность предполагается за неучастие в переписи?

03:54 (2 часть) М.А. Дианов: На мой взгляд, важен сам факт нарушения закона. В Великобритании за неучастие в переписи предполагается штраф, но помимо этого нарушителей будут вызывать в суд в течение двух лет, то есть времени потеряют гораздо больше.

04:29 (2 часть) А.Е. Суринов: Мы предлагаем установить ответственность в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей.

04:47 (2 часть) Е.Г. Ясин: Предлагаю попросить руководство Росстата проработать вопрос о целесообразности включения пункта «вероисповедание» в переписной лист и дать ему общественный ход рассмотрения, в том числе в Совете при Президенте. Если нет возражений, мы это учтем. Возражений нет.

05:40 (2 часть) А.В. Глаголев (директор Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив): Предусматривается ответственность за сообщение недостоверных данных при проведении Всероссийской переписи населения. Кто будет контролировать этот процесс?

06:05 (2 часть-3 часть) А.Е. Суринов: Мы перепись проводим без документов. И документов никогда не требовали.

Интересен опыт использования индивидуального кода при переписи населения Эстонии и Болгарии с использованием Интернета. Они оказались примером для всего мира. Болгары переписали 40% населения, в Софии еще больше, эстонцы переписали 66%, в Таллине - 80%. Это впечатляет! Это серьезная экономия бюджетных средств. Но для этого нужно знать кто на той стороне, чтобы не было никаких обманов, для этого и используется код. Учитывая, что пенсионный фонд скоро и детей включит в свою систему, поэтому этот код уникальный и позволяет нам отследить все население страны. Если будет принято это решение, если не будет принято, то мы не знаем, как пройдет перепись по Интернету, обычный опрос лицом к лицу считается более надежным способом переписи, хотя он традиционный и устаревший, но тем не менее классически люди переписывались там, где они живут. Мы создаем комфортные условия для общества, чтобы люди согласились участвовать в переписи.

В Бразилии (Бразилия похожа на Россию по размеру территории и по численности населения, это страна со средним доходом) при проведении переписи не использовали Интернет, а использовали обычные компьютерные технологии, но при этом итоги получили быстрее всех в мире, по-моему, за два или три месяца. Они обогнали весь мир.

Использование Интернета при переписи не всеми странами поддерживается. Эстонцы мне сказали, что успех переписи с помощью Интернета был большим за счет того, что они «присоседились» к большому правительственному проекту "Электронная Эстония", если бы этого проекта не было, то ничего бы этого не было. То есть все люди в солидном возрасте и в небольших городах активно пользовались в это время Интернетом, чтобы получать государственные услуги и прочее, была такая волна в Эстонии, а статистики просто «сели рядом и поехали вместе с ними».

01:25 (3 часть) Е.Г. Ясин: Почему в Бразилии не использовали Интернет при переписи?

01:28 (3 часть) А.Е. Суринов: Трудно сказать, но, в общем-то, классически считается, что лучше приходить домой переписывать.

Понимаете, мы говорим о возможности. Вас мы перепишем по Интернету, а соседа будем переписывать дома. Мы хотим создать условия для всех Вас. Что касается электронной подписи, то я был бы рад, если все граждане России к 2020 году имели электронную подпись. К сожалению, сегодня электронную подпись не имеют не только простые граждане России, но и многие предприниматели.

06:25 (3 часть) Ю.В. Московский (директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»): Когда мы поднимали вопрос об обязательном участии граждан в переписи населения, многие смотрели недоуменно, а сейчас даже возражений ни у кого нет. Поэтому я считаю, что общество дозрело до такого рода решений. В сентябре мы проведем заседание нашего Научно-экспертного совета, на котором мы обсудим законопроект. Я надеюсь, что руководств Росстата примет участие в заседании.

07:07 (3 часть) Е.Г. Ясин: Мы просим Росстат проработать вопрос о дополнениях про ложные сведения, а также рассмотреть возможность включения вопроса о вероисповедании.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части проведения федеральных наблюдений

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 08:18 (3 часть-4 часть) И.А. Журавлева (заместитель начальника Управления организации проведения переписей и сплошных обследований Росстата): На рассмотрение Общественного совета предлагается проект Федерального закона о внесении изменений в часть 2 статьи 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части изъятия из сферы его регулирования работ, связанных с подготовкой проведения федерального статистического наблюдения и обработки данных, полученных в результате его проведения. Законопроект направлен на обеспечение полномочий Федеральной службы государственной статистики определенным положением о Росстате в части проведения федеральных статистических наблюдений, изъятие из сферы регулирования из ФЗ касается найма персонала по договорам подряда, которых мы привлекаем для проведения всех федеральных статистических наблюдений: сплошных и выборочных. Часть 2 предусматривает перечень товаров, работ и услуг, на который не распространяется данный закон.

Существуют следующие причины, по которым требуется внести изменения в ФЗ-44. В розданных вам материалах приведены данные о масштабах привлечения работников. За 2005-2013 годы мы привлекли более 1 млн человек. При переписи населения 2010 г. мы привлекли практически одномоментно почти 473 тыс. человек. При сельхозпереписи привлекалось тоже значительное количество людей. При проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи в 2016 году будет привлечено 213 тыс. человек. В Москве только в 2010 году на перепись было привлечено 45 тысяч переписчиков. Привлечение работников осуществляют наши территориальные органы. Мы стараемся привлечь грамотных людей, которые могут расположить к себе респондентов и получить от них полную информацию в соответствии с программой наших статистических наблюдений. Размер выплаты вознаграждения интервьюера был установлен в 2010 году и до сих пор не изменился, это от 5600 рублей до 12870 рублей в месяц. Обследование проводится от 2-х недель до 2-х месяцев. ФЗ-44 предусматривает конкурентные способы определения исполнителей работ путем проведения открытых конкурсов. Победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия. Для участия в конкурсе необходимо пройти процедуру открытого конкурса, то есть эта процедура предусматривает и регистрацию в единой информационной системе, в том числе в сети Интернет, подготовку конкурсного предложения и внесение личных денежных средств по обеспечению конкурсной заявки. Поэтому не всегда и не во всех населенных пунктах мы можем осуществить эту процедуру, если и можно эту процедуру осуществить, то не во всех населенных пунктах она может пройти без нарушений. Это первая причина. Кроме того, мы всегда привлекаем на наши крупные статистические обследования большой резерв работников. Было бы странно, если бы люди, прошедшие всю процедуру конкурса, были зачислены только в резерв, это нелогично. ФЗ-44 предусматривает и другие формы проведения закупок. Это пункт 2 статьи 72 «Проведение запроса котировок» при условии, что начальная максимальная цена контракта не превышает 500 рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемый этим способом, не должен превышать 10% от совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более, чем 100 млн рублей. Второй способ проведения закупок – у единственного поставщика. В данном случае мы можем провести закупку на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей, при этом годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта не должен превышать 2 млн рублей. Таблица, которую вы видите на экране, показывает то, что удельный вес наших закупок, которые мы производим по гражданско-правовым договорам, привлекая людей на наши статистические наблюдения, значительно превышает нормы, установленные законом. Получается так, что ни одна статья закона нами не может быть выполнена в полной мере, поэтому мы хотим изъять из сферы действия закона привлечение людей по гражданско-правовым договорам для проведения федеральных статистических наблюдений. Наш законопроект направлен на сочетание интересов общества и государства. То дополнение, которое мы вносим, не привлечет дополнительного финансирования за счет федерального бюджета. Просим Вас поддержать наше предложение.

09:05 (4 часть-5 часть) Л.Н. Овчарова (директор Независимого института социальной политики): Правильно ли я поняла, что с каждым интервьюером заключается договор на основе конкурса?

00:10 (5 часть) А.Е. Суринов: Закон вступил в силу, и «жизнь человеческая закончилась». Среди кого проводить конкурс в «Верхних Тетюхах»? Там половина пьющих, половина плохо читает. Нашли, допустим, одного адекватного человека, но кто будет за 5 тыс. рублей, за 10 тыс. рублей участвовать в конкурсе и иметь кучу неудобств, связанных с его проведением?! А таких у нас будет 420 тысяч на переписи в 2020 году. Мы взываем к разуму.

01:30 (5 часть) В.В. Герасимов: Среди участников ФЗ-44 практически нет физических лиц. Это дополнительный аргумент в пользу того, что такие поправки необходимы. Если поправки будут приняты, то сама процедура привлечения контрактников для участия является публичной и открытой или это закрытая процедура?

01:58 (5 часть) И.А. Журавлева: Мы просим, чтобы наши территориальные органы делали объявление. На сайте Росстата всегда размещена информация о том, что мы привлекаем лиц, указаны все наши федеральные статистические наблюдения, проводящиеся в этом году, все контактные телефоны, условия оплаты труда и какие категории людей привлекаются.

02:25 (5 часть) А.Е. Суринов: Если говорить о выборочных обследованиях, когда нужно в каждом субъекте в среднем по 20 человек набрать, мы выбираем лучших из тех, которые уже были проверены в бою. Это и очевидно. Потом эти люди, если они регулярно участвуют, становятся старшими переписчиками и т.д. У нас очень большой резерв. В Москве на перепись 2010 года мы набирали вместе с резервом тройную численность, потому что было много отказов. Просим нас поддержать.

03:35 (5 часть) Е.Г. Ясин: Есть предложение поддержать руководство Росстата.

3. Обсуждение проекта Плана Федеральной службы государственной статистики по реализации мероприятий в области открытых данных на 2014-2016 годы

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 04:39 (5 часть-6часть) В.Н. Забелин (заместитель руководителя Росстата): Данная тема поднимается на заседании Общественного совета уже в третий раз. Публикация в формате открытых данных Федеральными органами исполнительной власти - это обязательная процедура по обеспечению открытости о своей деятельности. И хотя Росстат является Федеральным органом исполнительной власти, он одновременно является фабрикой по производству официальной статистической информации, на которой работает 20 тыс. служащих. Больше интереса проявляется к публикации в машиночитаемом формате официальной статистической информации. Поэтому такое внимание уделялось к этому вопросу и со стороны министра М.А. Абызова к Росстату. В результате в октябре 2013 года на Общественном совете Росстата был рассмотрен объемный план мероприятий и проект плана с технико-экономическим обоснованием стоимостью работ на более 100 млн рублей было направлено в Правительство, но в феврале 2014 года мы получили ответ, в котором указано, что дополнительного бюджетного финансирования не будет предусмотрено. Этот вопрос также обсуждался и в мае 2014 г. на Общественном совете, на майском заседании была поднята интересная тема о том, что в России существует Единая межведомственная информационно-статистическая система, которая содержит 4500 показателей, формируемых 65 субъектами официального статистического учета. Оператором этой системы является Минкомсвязь России. Реализована возможность представления показателей ЕМИСС – системы в XML-формате. Система создавалась в 2010 году, в то время еще не было оформлено и понятия о формате открытых данных в России, поэтому было необходимо провести определенные доработки программного обеспечения этой системы с тем, чтобы это соответствовало методическим указаниям, разработанным и утвержденным Правительством. Решение майского заседания Общественного совета состояло в том, чтобы Росстату сформировать предложение Минкомсвязи, как оператору этой системы, для доработки ее с возможностью представления в формате открытых данных официальной статистической информации в полном объеме. Это очень существенно, потому что эта система содержит только на 50% информацию, формируемую Росстатом, 50% информации формируют 65 субъектов официального статистического учета, то есть практически все министерства и ведомства. Минкомсвязь принял это предложение, работа в этом году должна завершиться. Мы получим возможность представления в машиночитаемом формате всей статистической информации, формируемой всеми федеральными ведомствами.

Росстат не прекращает работ по открытости данных, мы опубликовали в машиночитаемом виде значимую информацию: статистический регистр хозяйствующих субъектов, это 4,5 млн юридических лиц, еще была опубликована бухгалтерская и финансовая отчетность, это 750 тыс. предприятий и организаций за 2012 год , 1 млн 700 тыс. - за 2013 году. Это все в машиночитаемом виде, эта информация может считываться и обрабатываться заинтересованными пользователями.

Протоколом заседания Правительственной комиссии было предписано согласовать проект ведомственных планов на 2014-2015 годы до 16 сентября, Росстат разработал проект плана, 1 августа разместил его на сайте Росстата. Мы должны перейти к ежемесячной актуализации набора открытых данных Статистического регистра Росстата, поскольку это живая информация. Еще мы публикуем актуализированный набор открытых данных общероссийских классификаторов и публикуем открытые данные, содержащие бухгалтерскую и финансовую отчетность за 2013 год, это в 4 квартале 2014 года, это будет порядка 1700 финансовых отчетностей организаций, и за 2014 год в 4 квартале 2015 года. Предлагаем рассмотреть этот план.

03:50 (часть 6) В.В. Герасимов: В настоящее время комиссары Росстата заключают коммерческие соглашения на получение той же бухгалтерской отчетности. Как будут соотноситься открытые данные с наличием этих коммерческих соглашений?

04:13 (часть 6) В.Н. Забелин: Это очень интересный вопрос. По поручению Александра Евгеньевича с непосредственным моим участием устав ГМЦ приведен в полное соответствие с действующим на сегодня законодательством и не имеет право использовать информацию, которую формируют в процессе выполнения контрактов с Росстатом в коммерческих целях. ГМЦ имеет доступ к этой информации как исполнитель работ, на которого накладываются определенные ограничения, оговоренные контрактом. Приложением к контракту для исполнителя работ будут являться условия возможности использования этой информации. Эти условия формулируются, они будут публичны. Одним из них является условие информации, которая формируется по статистическому регистру, по балансам, она не может быть использована для иных целей этой организации до тех пор, пока она не появляется в открытом формате на официальном сайте Росстата. После этого если какая-то другая организация захочет завернуть продукт в конфетку, это его право, но информация общедоступная должна быть в формате открытых данных на сайте Росстата. До этого момента никаких возможностей не предоставляется этой организации.

06:18 (часть 6) В.В. Герасимов: То есть в данном случае всем одинаковый доступ?

06:20 (часть 6) В.Н. Забелин: Да.

06:21 (часть 6) В.В. Герасимов: Как и сейчас, только бесплатный?

06:24 (6 часть-7 часть) В.Н. Забелин: Нет, не как сейчас. Специфика заключается в том, что у нас на сегодняшний день есть возможность тоже обращаться к статистическому регистру. Есть бесплатная государственная услуга, она реализована для того, чтобы получить информацию по конкретному предприятию, которое поставлено на статистический учет. Если вы указываете ИНН, она дает информацию по предприятию. Здесь же речь идет о том, что Вы получаете полный массив. Открытые данные – это машиночитаемые данные. Если вы сегодня имеете какие-то финансовые затраты, чтобы получить эту информацию, завтра ее можно будет бесплатно скачать за 8 минут и пустить в обработку. Это хорошая новость для тех, кто занимается машинизированной обработкой больших объемов данных.

01:57 (7 часть) П.Б. Шелищ (председатель Союза потребителей Российской Федерации): Срок большой, конечно, 2 года. Но, по крайней мере, на ближайший год могут быть какие-то приоритеты, учитывая особенности ситуации. Сейчас мне кажется естественным приоритетное внимание общественности и специалистов к динамике цен, к анализу составляющих цен. Я пытаюсь анализировать структуру розничных цен на продовольствие. Вы подаете информацию с опозданием. На мой взгляд, это неуважение к потребителям вашей информации. Почему бы не сделать удобней для пользователей всем доступный и понятный сервис, чтобы не спорили люди.

04:07 (7 часть) В.Н. Забелин: Я с Вами согласен, но дело в том, что сейчас я говорю об имеющейся официальной статистической информации. Главную задачу по вопросам открытости вижу в том, чтобы информацию перевести в машиночитаемый формат. Существует федеральный план статистических работ, существует перечень работ, существуют сроки выполнения работ и содержание работ. Вопрос касается того, почему сроки такие, а не иные; почему в данном случае динамические ряды ведутся, а в данном случае не ведутся и т.д. Федеральный план статистических работ - это заказ всех федеральных и региональных органов исполнительной власти, и муниципальных, кстати. Давайте осмелеем и посмотрим на этом федеральный план статистических работ. Я, как айтишник, сегодня отвечаю за вопрос, если официальная статистическая информация появляется, то какая из них является в этой части наиболее востребованной в машиночитаемом формате.

06:14 (7 часть) И.В. Бегтин (директор НП «Информационная культура»): Хочу сказать спасибо за то, что наконец-то я услышал от чиновника нормальное определение того, что открытые данные - это машиночитаемые данные, а не проекты законов или не информация на сайте. Для коммерческого использования информации важен не только вопрос доступности на сайте, но и юридическая возможность использования данных, есть так называемые свободные открытые лицензии, которые используются для публикации данных во всем мире. Для ряда проектов, которые требуют наиболее четких условий использования, эти лицензии необходимы. Готов ли Росстат публиковать новый данные под свободными лицензиями? Если да, то, под какими?

07:50 (7 часть) В.Н. Забелин: Мы следуем полностью методическим рекомендациям, утвержденным Правительственной комиссией. Если Вы хотите получить юридически значимую информацию, то мы готовы решить этот вопрос и реализовать функцию подписания информации, направляемой на Ваш email, электронно-цифровой подписью Росстата.

08:31 (7 часть) И.В. Бегтин: Я говорю об условиях использования информации. Они прописываются на многих сайтах.

08:37 (7 часть) В.Н. Забелин: Не мы определяем условия использования информации.

08:39 (7 часть) И.В. Бегтин: Методические рекомендации - это же незаконно.

08:37 (7 часть) В.Н. Забелин: Мы ими обязаны руководствоваться.

08:52 (7 часть) И.В. Бегтин: Вы не обязаны руководствоваться методическими рекомендациями.

08:58 (7 часть) В.Н. Забелин: Ну как же. Если бы Вы были федеральным чиновником, представителем Правительства, я бы тогда, как говорится, принял это.

09:04 (7 часть-8 часть) И.В. Бегтин: Минэкономразвития, разрабатывая методические рекомендации, поступило халатно, со здравым смыслом во многих случаях они расходятся довольно-таки сильно. Если там нет свободных лицензий, то это на их совести. Сделайте условия использования, которые однозначно позволяют использовать в коммерческих и некоммерческих целях без каких бы то ни было оговорок.

00:22 (8 часть) В.Н. Забелин: Мы идем в строю Росстата.

00:27 (8 часть) И.В. Бегтин: Станьте лидерами, не надо идти в строю.

00:30 (8 часть) В.Н. Забелин: А как же с Минкомсвязью поступить?

00:40 (8 часть) М.А. Дианов: Мониторинг проводило Открытое правительство, мы, по-моему, заняли 7 место по открытости.

00:50 (8 часть) В.Н. Забелин: Мониторинг тоже проводит организация по конкретным методическим, методологическим инструкциям.

01:00 (8 часть) Л.Н. Овчарова (директор Независимого института социальной политики): При обсуждении предыдущего вопроса мы поняли, что Росстат проводит очень много выборочных обследований населения, как федеральные статистические наблюдения. Планируете ли вы эти данные размещать в режиме открытых данных?

01:39 (8 часть) В.Н. Забелин: После октябрьского Общественного совета А.Е. Суринов определил правила подготовки технических заданий по выполнению всех обследований, предполагающих публикацию результатов в формате открытых данных, где это имеет хоть какой-то смысл.

Я, как айтишник, скажу, что любой работе по разработки такого инструментария предшествует методологическая работа, в которой все и закладывается, но, с другой стороны, все технические задания, как часть конкурсной документации, являются публичными. Другое дело, что механизма взаимодействия с авторами этих конкурсных документаций, в общем-то, действительно нет. На сайте Росстата можно найти все документы. Нужно создать механизм и найти заинтересованного исполнителя этого механизма.

04:23 (8 часть) Е.Г. Ясин: Есть предложение рекомендовать руководству Росстата включать в методички и документы информацию для членов Общественного совета. Желающие будут принимать участие. Договорились.

04:57 (8 часть) В.Н. Забелин: Тогда и вылезут проблемные вопросы по существу.

05:12 (8 часть) П.Ю. Конотопов (руководитель проектов АЦ «Форум»): Проект «дорожной карты», который был одобрен Правительственной комиссией, содержал помимо мероприятий, связанных с раскрытием данных, еще ряд направлений деятельности, связанной с развитием нормативно-правовой базы (кстати, Вы затронули этот вопрос, сказав о том, что был введен запрет на взимание платы за предоставление официальной статистической информации). Сюда же входят мероприятия по популяризации данных, по развитию технологической базы (это уже упоминалось сегодня, когда Вы говорили про совершенствование ЕМИСС). Если говорить всерьез о ведомственном плане мероприятий Росстата в области открытых данных, следовало бы сказать о шести направлениях, которые упоминались в «дорожной карте». Я считаю, что если мы будем принимать всего лишь перечень приоритетных наборов данных, синхронизированных с какими-то периодами времени, когда они должны быть опубликованы, то мы примем не план, а всего лишь график раскрытия информации. Я рекомендую обратить внимание на это.

Серьезный научно-методический блок, который также предусмотрен «дорожной картой», предполагает, что ведутся работы, направленные на обеспечение сквозной машиночитаемости данных, которая формируется в процессе деятельности госорганов. Мне бы хотелось услышать о разработке некой системной политики, технологической политики Росстата по модернизации системы официальных статистических измерений по усовершенствованию процессов сбора информации, обобщении и сокращении сроков на обработку собранных данных. Я предлагаю включить эти мероприятия в полный спектр из шести направлений и рассмотреть возможность разработки политики, направленной на сквозную машиночитаемость.

07:49 (8 часть-9 часть) В.Н. Забелин: Могу сказать, что существует концепция развития информационно-вычислительной системы Росстата. Шаги предпринимаются совершенно конкретные. Сегодня мы собираем 65% информации о крупных и средних предприятиях в электронном виде. Мы уменьшили объём вводимой информации в районах и городах, уменьшается объем макулатуры, которую респонденты должны заполнять и т.д. Сегодня на сайте Росстата размещено около 200 форм статистической отчетности в электронном виде, размещена программа, которая позволяет ввести данные, и предупредит Вас о сомнительных соотношениях. Мы крайне заинтересованы. Этот шаг позволит нам практически избавить районно-городское звено от этой рутинной и машинной работы по вводу информации. Мы через некоторое время сможем уйти от 20 тыс. служащих к 2 тыс. служащих. Но это не предел, на самом деле информация должна превращаться в цифру на месте рождения, на предприятии. Когда у нас возникла работа по мониторингу исполнений указов Президента о повышении зарплаты определенным категориям граждан, то оказалось, что не так уж и сложно достроить «кнопку», позволяющую формировать отчетность, которую получает Росстат. В итоге зачет идет по последнему. Мы, к сожалению, не можем ориентироваться по срокам сбора и обработки всей информации на эту группу лидеров, вот в чем проблема. Мы находимся в определенной зависимости от планов Минкомсвязи. Не везде есть одинаковые технические условия, сбой, и мы откатываемся в обратную сторону.

03:05 (9 часть) Л.Н. Овчарова: Если включить эти шесть пунктов из «дорожной карты» в план, то это поменяет всю конструкцию плана. Идея этого плана - это некие обязательства по открытости определенных типов данных с учетом тех действий, которые предусмотрены в «дорожной карте», поэтому я в прямом виде не включала бы эти пункты. Мне кажется, Росстат и так ими руководствуется, исходя из того, что они выполняют эту «дорожную карту». Но я не вижу возможности совместить сейчас два этих варианта, поэтому я приняла бы к сведению и написала, что реализация этого и выполнение плана содержательно с учетом реализации шести пунктов, изложенных в «дорожной карте» по открытости данных. Может быть так стоит поступить, но не интегрировать это в план.

04:18 (9 часть) П.Ю. Конотопов: Дело в том, что Правительственной комиссией рекомендовано разрабатывать ведомственные планы с учетом «дорожной карты». Это подразумевает то, что те мероприятия, где в качестве исполнителей записаны помимо Минэконома и ряда других органов заинтересованные органы, не требуют большого творческого вклада для того, чтобы преломить к их деятельности Росстат. Это Ваш план и Ваше понимание того, как вы интегрируете деятельность по направлению открытых данных с прочими направлениями деятельности. Если Вы это не заложили на этапе планирования, то Вы этого делать не будете. С этой точки зрения вместо ведомственного плана предложить, условно говоря, одно приложение - график публикации наборов данных, это не совсем корректно. Есть шесть направлений мероприятий, где имеют место отдельные комплексы мероприятий, которые целесообразно заложить в Ваш ведомственный план. Мы будем просматривать, насколько они интегрированы в деятельность Росстата.

06:39 (9 часть) Л.Н. Овчарова: Можно сформулировать пункт «принять за основу и внести изменения в соответствии с шестью пунктами «дорожной карты», и сформулировать их.

06:55 (9 часть) Е.Г. Ясин: У меня есть предложение изучить этот вопрос Общественному совету при Росстате. Мне кажется, то, что вы предлагаете, это, по большому счету, революция. Потому что мы привыкли использовать только ту информацию, которую публикует Росстат, так как его публикация - это некая гарантия того, что данные проверены. Надо проработать этот вопрос и подготовить предложения. Мы принимаем с учетом этого дополнения предложенную резолюцию.

4. Информация о конкурсе разработчиков приложений на основе статистической информации в машиночитаемом формате

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 09:05 (9 часть-10 часть) И.В. Бегтин: Действительно, я являюсь серийным организатором конкурсов для разработчиков по использованию открытых данных. При поддержке фонда Кудрина мы проводили ряд конкурсов по использованию информации по закупкам, по открытости полиции. В этом году будем проводить конкурс, посвященный не просто открытости, а понятности государства. Тема понятности состоит из трех направлений:

1)      Понятность финансов: бюджеты, закупки, данные ЦБ, данные КБ, данные Росстата.

2)      Понятные правила игры. Мы надеемся, что люди будут использовать открытую информацию, пока еще не переведенную в машиночитаемый вид. Это показывает, как наше государство работает, как принимается бюджет, законы, решения, как формируются органы власти, как все устроено изнутри.

3)      Великий и могучий. Нечеловеческий и бюрократический язык мы будем превращать в человеческий. Это будет касаться упрощения русского языка в плане восприятия тех норм, которые абсолютно непонятны.

Если хотите, чтобы ваши данные использовали, то а) сделайте широкий анонс и поговорите с разработчиками, проведите с ними несколько встреч; б) проведите опрос разработчиков (желающих пользоваться данными Росстата очень много; многим нужны классификаторы); в) организуйте соревнования для разработчиков.

Эти три составляющих позволяют потом показать то, что наполнение сайта - не бессмысленная деятельность, а востребованная работа, которая будет использоваться в дальнейшем и результаты которой можно будет показать публично.

06:16 (10 часть) П.Б. Шелищ: Это все замечательные инициативы, но детали надо обсуждать. В принципе, я за инициативу Бегтина.

03:02 (11 часть) Е.С. Дунаева (помощник руководителя Росстата): Месяц или полтора месяца назад в Росстате проходила встреча, которая была посвящена работе с открытыми данными, с разработчиками приложений на основе открытых данных в машиночитаемом виде. На 2014 год приоритетная целевая аудитория по Концепции открытости принята как разработчики приложений на основе открытых данных. По Концепции открытости запланировано провести конкурс, который мы могли бы организовать вместе с НП «Информационная культура», с аналитическим центром «Форум» при Открытом правительстве; таким образом повысить и статистическую грамотность и популяризировать статистику.

04:08 (11 часть) П.В. Конотопов: Готов ли Росстат выступить в качестве адекватного поставщика данных для разработки приложений, которые кому-то впоследствии могут принести пользу, защитят его, допустим, от заключения сделки с ненадежным партнером? В состоянии ли Росстат сформулировать наиболее привлекательные идеи, которые он хотел бы донести, используя публичный канал взаимодействия (о котором сказала Елена Сергеевна), то есть выступить в качестве постановщика задач для разработчика? Вы как эксперты в своей предметной области великолепно понимаете, для чего работает Росстат, если рассматривать его как один из интерфейсов государства к рынку.

05:50 (11 часть) Л.Н. Овчарова: Разработчики приложений на основе статистической информации, можно сказать, это достаточно новая группа пользователей. Если я правильно понимаю, Иван предлагает нашему Общественному совету некую деятельность для того, чтобы активизировать работу с новым пользователем статистических данных. Я призываю Общественный совет поддержать эту работу. Может быть, мы могли бы сегодня принять такое решение: рекомендовать Росстату рассмотреть вопрос и в рамках обсуждения этого вопроса прийти к тому, какой это будет формат, может быть это будет не только конкурс, может быть это будет какой-то другой вариант. Нужно развитие канала связи с новым потребителем статистических данных, это очень важный вопрос, здесь необходимы какие-то шаги.

07:29 (11 часть) П.Б. Шелищ: Я в дополнение к этому предложил бы рекомендовать Бегтину конкретизировать запрос.

07:35 (11 часть) Л.Н. Овчарова: Я думаю, что там не только Иван Бегтин будет, может быть, консультации проведутся с более широким кругом представителей разработчиков статистических приложений. Можно было бы выйти на некий формат деятельности, направленной на развертывание открытых данных к потребностям разработчиков статистических приложений. С другой стороны, Росстат будет понимать, какой запрос есть и как он может отреагировать на этот запрос, потому что сейчас стандартный вид запроса на данные - это получить некую цифру или базу данных и на основании этого подготовить аналитическую информацию. А разработчики статистических приложений - это более современный формат, эти данные, насколько я понимаю, должны быть представлены несколько иначе.

08:57 (11 часть) Е.Г. Ясин: Предлагаю, чтобы Росстат подумал над тем, как организовать работу. С моей точки зрения, если Вы получаете большие объемы данных, уже готовых к обработке, то у людей, которые используют их, всегда будет большое количество идей, как эти данные использовать. Конкурс, с моей точки зрения, это хорошая идея. Я предлагаю добавить к нашему проекту решение: попросить Ивана Викторовича Бегтина периодически информировать о дальнейшем продвижении по этому направлению.

5 вопрос: Информация о ходе выполнения Плана по противодействию коррупции в Федеральной службе государственной статистики на 2014-2015 годы

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 01:08 (12 часть) А.В. Крайнов (заместитель начальника Административного управления Росстата): К Вашему вниманию предлагается информация о ходе выполнения Плана по противодействию коррупции в Федеральной службе государственной статистике на 2014-2015 годы. Во исполнение указов Президента и поручений Правительства в Росстате разработан и утвержден свой план по противодействию коррупции в Федеральной службе государственной статистики. План размещен на официальном сайте Росстата. В текущем периоде 2014 года в Росстате проводились мероприятия по следующим направлениям: работа с персоналом, оказание консультационных услуг госслужащим центрального аппарата по вопросам противодействия коррупции, соблюдения запретов, ограничений и требований служебного поведения, - для чего также была разработана и размещена на официальном сайте Росстата Памятка об уголовной ответственности за получение и дачу взятки, мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от юридического лица. В 2014 году были проанализированы справки госслужащих центрального аппарата Росстата, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Росстата и членов их семей. Всего было рассмотрено 1004 справки. Рассмотрены справки только тех госслужащих, кто внесен в реестр должностей, подверженных коррупционным рискам. Также осуществлялся контроль по исполнению гражданскими служащими Росстата обязанностей по предварительному уведомлению представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы.

В целях оперативного представления гражданами организаций информации о фактах нарушения, фактах коррупции в Росстате функционирует телефон доверия, номер телефона также размещен на сайте.

В текущем году проводилось совершенствование нормативно-правовой базы, в настоящее время разработаны и находятся на различных стадиях утверждения 5 приказов Росстата. В течение периода проводились заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих Росстата и урегулированию конфликтов. За истекший период 2014 года проведено 4 заседания:

1)      по вопросам рассмотрения заявления заместителя руководителя территориального органа Росстата о достоверности представленных сведений о доходах своего супруга;

2)       по уточнению перечня должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для размещения их на официальном сайте;

3)      по уточнение форм документов, связанных с противодействием коррупции;

4)       по рассмотрению уведомлений работодателей о заключении трудовых договоров с бывшими федеральными государственными гражданскими служащими;

5)      по результатам анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012-2013 годы.

Следующее направление работы - это работа с территориальными органами государственной статистики по вопросам противодействия коррупции, особенно было уделено внимание территориальным органам государственной статистики во вновь образованных субъектах: в городе федерального значения Севастополе и Автономной Республике Крым. В целях оказания методической помощи по проведению мероприятий по противодействию коррупции, разработана Памятка для территориальных органов по организационным мероприятиям, связанным с формированием деятельности по профилактики коррупции и иных правонарушений. Помимо этого осуществляется контроль деятельности территориальных органов путем мониторинга официальных интернет-сайтов по размещению материалов по противодействию коррупции, проведения контроля деятельности руководства и работы должностных лиц по противодействию коррупции в ходе проведения комплексных проверок Росстатом своих территориальных органов.

До конца 2014 года будут проведены две тематические проверки по вопросам противодействия коррупции в территориальных органах и подведомственных учреждениях Росстата.

Широко используются информационные технологии и информационно-телекоммуникационные сети. Все материалы по противодействию коррупции: приказы Росстата, планы, отчеты Комиссии по противодействию коррупции, справки о доходах и расходах сотрудников, памятки, инструкции, образцы и прочие документы - размещаются в открытом доступе на официальном сайте Росстата и его территориальных органов. Кроме того, данные материалы дублируются в корпоративной сети официального интернет-портала Росстата.

07:55 (12 часть) Л.Н. Овчарова: Когда говорят о коррупции, то это чаще всего ассоциируется с событиями, связанными с закупками. Как процедура закупки контролируется? Является ли это важной частью при выполнении плана антикоррупционной деятельности?

08:23 (12 часть) А.В. Крайнов: В Росстате сформирована контактная служба, есть ряд законодательных документов, направленных на противодействие коррупции. Госслужащие, которые проводят закупки, входят в реестр должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Е.Г. Ясин: Решение: принять информацию к сведению.